Два кита хорошего музыканта: качества, без которых в музыке не добиться успеха

Два кита хорошего музыканта: качества, без которых в музыке не добиться успеха

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Разучивание, освоение и исполнение музыкальных произведений — это сложная и комплексная работа, требующая от музыканта разных навыков: чувства ритма и ощущения пространства и времени, определенного уровня теоретических знаний, необходимого развития мелкой моторики и пр.

Сегодня хотелось бы вспомнить о двух самых важных базовых навыках, развитию которых часто не уделяют достаточного внимания. Мы говорим про яркое воображение и умение концентрироваться.

Дело в том, что при обучении игре на музыкальном инструменте иногда мы слишком много внимания уделяем процессам внешним и слишком мало внутренним. А ведь именно развитие внутренних процессов позволяет нам правильно и вовремя посылать нужные сигналы в пальцы, чтобы они выполняли определенные действия и звучала музыка.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков


Яркое музыкальное воображение

Часто при работе продолжительное время над композицией, выучив и запомнив ее вдоль и поперек и вроде бы даже отработав все сложные места, мы все равно играем с остановками или ошибками.

В этом случае следует задуматься: сможете ли вы сесть без инструмента и просто в голове представить эту композицию, «прокрутить» ее от начала до конца без остановок или ошибок?

Наши пальцы неразрывно связанны с мыслительными процессами. Они только и ждут, чтобы им отдали команду на исполнение. Но если при этом в сознании отсутствует яркий образ мелодии, команды просто не будет.

Тот же эффект можно проследить и с базовым звукоизвлечением. Если вы ярко представляете себе звук, который хотите извлечь из инструмента, он обязательно получится. И наоборот: в попытках просто дергать струны по-разному практически невозможно добиться хорошего результата. Наши пальцы просто не могут сыграть то, что мы не слышим в голове.

Проблемы с техническими моментами исполнения часто возникают по той же причине. Когда несколько недель отрабатываете сложный пассаж или перебор, уже через день всё нужно начинать сначала — знакомая ситуация? Это тоже связано с попыткой тренировать внешние процессы без тренировки внутренних.

Что бы избежать похожих проблем, обязательно занимайтесь развитием музыкального воображения. Для это существует несложная практика — представлять музыкальное произведение или его часть, пассаж или сложное место до того, как его сыграете.

Слышали о гонщиках или гимнастах, которые перед выступлением обязательно проходят трассу с закрытыми глазами в голове? Попробуйте сделать так же.

Начать можно с самого простого. Например, вы практикуете гамму до мажор. Сыграйте длинную ноту до и остановитесь на секунду, представьте следующую ноту Ре максимально ярко. Подумайте, как бы вы хотели, чтобы она звучала? Представьте ее максимально ярко, но не пойте ее и не воспроизводите другими способами. Нота должна «созреть» в вашем сознании, и только потом сыграйте ее на инструменте. Повторите процесс и с остальными нотами. Поверьте, одно такое упражнение в медленном темпе лучше часа неконтролируемых занятий.

Концентрация внимания

Способность концентрироваться второе важнейшее свойство музыканта. В течение дня мы переключаем внимание тысячи раз, даже не замечая этого.

В один момент мы можем наблюдать, что творится вокруг, а в следующий погрузиться в свой внутренний мир. Иногда нам нужно сконцентрироваться на каком-то конкретном предмете, а иногда – держать во внимании много вещей одновременно.

Концентрация внимания – это тяжелый труд, а труд – это то, на что мы тратим свои силы или калории.

Научные исследования показали одинаковые энергозатраты шахтера за смену и виолончелиста, играющего трехчасовой концерт. В первом случае это затраты энергии на физический труд, а во втором – на концентрацию внимания.

Обратите внимание на собственные мысли во время отработки сложного места в произведении, очень часто наши мысли скачут с одного на другое. Мы думаем о том, что нам нужно сделать завтра, что нужно погулять с собакой или вспоминаем недавнюю встречу друзей. Это всего лишь примеры недостаточной концентрации на занятии. Лучше позаниматься 15 минут сконцентрировано, чем целый час механически перебирать струны.

Концентрация, как и все базовые навыки, развивается постепенно. Именно поэтому начинающим музыкантам сложно заниматься больше 20-30 минут. Но если продолжать уделять этому внимание, то музыка может стать очень серьезным инструментом развития собственной возможности концентрироваться. Особенно это актуально в современную цифровую эпоху, когда концентрацию внимания человека просто уничтожают социальные сети и прочие инфопотоки. Просто внимательно следите за собственными мыслями во время занятий, концентрируйтесь на текущей задаче и сразу же делайте перерыв, если чувствуете, что внимание рассеивается.

Тренировка наших внутренних процессов – это важнейшая задача, которая имеет и обратный эффект. Развивая воображение и концентрацию, мы можем лучше исполнять музыку. Но с другой стороны эти базовые качества безумно важны и в повседневной жизни. Таким образом занятия музыкой помогают нам достигать новых высот и становиться лучше.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
22.06.2022
Ногти для гитариста: в чем их сакральный смысл, как они влияют на звук и как привести их в нужную форму

Когда человек серьёзно увлекается гитарой (в первую очередь инструментальным исполнением), вскоре замечает нестандартную длину ногтей у некоторых музыкантов. Зачем, почему и всем ли это обязательно нужно — обо всём этом в сегодняшнем материале.

09.05.2022
Поняв систему CAGED, вы сможете найти любой аккорд

Одной из ключевых сторон игры на гитаре является аккомпанемент, и не важно играете ли вы в музыкальной группе, или просто любите петь под гитару. В этом направлении можно выделить две основные составляющие — ритм и расположения аккордов. Именно о системном подходе к расположениям аккордов сегодня и поговорим.

17.12.2018
Занятия музыкой помогают думать

Как Вы думаете, какие процессы происходят в мозгу человека в тот момент, когда он занимается музыкой, какое влияние на него оказывает, например, игра на гитаре?