Когда и кем была создана легендарная "банка": развитие арктопа
14.10.2022

Арктоп: история «банки»

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Этот небольшой исторический очерк будет посвящен одной из известнейших разновидностей конструкций гитар — «Archtop guitar» («арчтоп» или «арктоп»).

История гитар весьма длинная и интересная, они остаются популярными уже более 100 лет. На музыкальном жаргоне такая конструкция получила ласковое название «банка».

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно
получить 149 уроков

И хоть их считают исключительно джазовыми инструментами, эти гитары используют практически в любом стиле музыки.

Давайте вместе совершим небольшое путешествие по истории возникновения и эволюции этих интересных инструментов.

История названия гитары

Даже по названию видно, что основным отличием конструкции будет «выгнутая» верхняя и нижняя деки. Но есть у этих гитар и ряд других интересных особенностей.

Все началось в далеком 1856 году: родился человек, давший начало всей истории «банок» — Орвиль Гибсон. Именно ему приписывают революцию в искусстве изготовления гитар:

  • адаптировал технологии изготовления популярных в Европе смычковых инструментов в те времена и применил их к изготовлению гитар и мандолин;
  • стал использовать выгнутые верхние и нижние деки, вырезанные из цельных кусков дерева, в отличие от популярных в то время плоских дек и системы пружин.

Такие радикальные эксперименты с конструкцией были вызваны желанием создать более громкие инструменты, так как выгнутые деки выдерживали сильное натяжение струн. И инструменты новой конструкции действительно звучали громче и вскоре стали набирать популярность.

В 1894 году Орвиль Гибсон открыл свой первый магазин в городе Каламазу штата Мичиган, где производил не только гитары, но и мандолины.


Мандолина

А еще он активно экспериментировал с необычными конструкциями инструментов и создал множество интересных образцов, скрещивая мандолину с басом и виолончелью. Спустя некоторое время, в 1902 году, Гибсон объединился с 5 местными бизнесменами и создал компанию, которая стала использовать его имя и зарегистрированные им патенты на конструкции мандолин и гитар. Но вскоре сам он отошел от дел из-за плохого здоровья.

Следующий крупный шаг в эволюции «банок» произошел спустя почти 20 лет. В компанию «Гибсон» приняли на работу инженера, физика и музыканта Ллойда Лоура, который в 1924 году предложил конструкцию арктопа с «эфами». Эта гитара называлась L-5 и совмещала в себе все передовые конструкционные решения того времени:

  • «плавающий» струнодержатель,
  • подвесную защитную накладку,
  • меняющий высоту нижний порожек.
История "банки"

Именно в таком виде арктопы сохранились и до наших дней. Единственным отличием гитар того времени был весьма толстый гриф, способный выдерживать большую силу натяжения струн, так как анкер изобрели значительно позже.

Инструменты тогда были достаточно громкими для игры в небольших ансамблях. Но всё же недостаточно громкими, чтобы соперничать с духовыми и позволять гитаристам выступать сольно.

Все изменилось с изобретением звукоснимателя в 30-е годы. Большинство производителей стали просто устанавливать звукосниматели на уже существующие модели гитар. Громкость исполнения заметно выросла. И так как старые «банки» были из цельных кусков дерева и очень хорошо резонировали, возникла новая проблема — эффект обратной связи, когда гитары попросту «заводились».

Чтобы избежать этого эффекта и заодно удешевить производство, решили использовать «ламинированные» верхнюю и нижнюю деки. Фанеру для них склеивали из тонких слоев дерева и прессовали, придавая нужную форму. Такие гитары обладали повышенной жесткостью и были «мертвые» акустически. Но зато у них гораздо меньше проблем с заводками, и в то же время сохранялось часть звуковых свойств «деревянных» арктопов.

Компания Гибсон по-прежнему оставалась одной из лидирующих в сфере инноваций. В 1949 году вышла новая модель гитары Gibson ES-175 с ламинированными деками — одна из самых популярных конструкций по сей день.

Еще один ключевой виток эволюции арктопов — создание конструкции полуакустической гитары. После появления в 50-х цельнокорпусных электрогитар от компаний Fender и Gibson, ставших в последствии культовыми, Тед МакКарти в 1958 году запустил в продажу первую коммерческую модель полуаккустики — Gibson ES-335.

Конструкция этой гитары — нечто среднее между «банкой» и электрогитарой. Инструмент имел ламинированные верхнюю и нижнюю деки, кленовый брусок в середине между ними для гашения эффекта обратной связи и более тонкий корпус.

Не бойтесь экспериментировать с гитарами! А на онлайн-курсах игры на гитаре вам на практике покажут и расскажут об особенностях звучания самых разных инструментов.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
10.08.2022
Гитара как хобби: это дорого или дешево?

Пока одни задаются вопросом, можно ли заниматься гитарой дома, другие рассматривают практическую сторону: дешево или дорого заниматься игрой на гитаре?

Мы решили подсчитать, во сколько «выстрелит» музицирование. Особенно актуально для музыканта, который только начинает свой путь.

04.03.2021
На что обратить внимание при выборе медиатора

Медиатор – пластина небольших размеров, которую используют при игре на гитаре переменным штрихом, либо для создания ритмической фактуры. Так же часто встречается альтернативное название «плектор».

21.10.2022
Усилители: как появились и какие ключевые особенности разных моделей

Для звука электрогитары огромное значение играет подключенный к инструменту гитарный усилитель. Ведь именно он формирует конечную звуковую картинку, которую воспринимает слушатель.