Агустин Барриос — самобытный композитор, артист и главный индеец классической гитары
10.06.2022

Агустин Барриос — самобытный композитор, артист и главный индеец классической гитары

Сергей Воронин

Преподаватель гитары, музыкант, автор статей в PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Многие композиции парагвайского гитариста и композитора Агустина Барриоса Мангоре (Agustín Barrios Mangoré) (1885-1944) входят в «золотой фонд» репертуара классической гитары.

Его произведениям свойственны яркий мелодизм и образность, изысканность и глубина звучания.

Джон Уильямс: «Как гитарист/композитор Барриос — лучший из всех, независимо от эпохи. Его музыка лучше сформирована, она более поэтична, в ней больше всего! Все эти вещи вне времени».

Лео Брауэр: «Сочинения Барриоса... совершенство».

Насколько Барриос яркий композитор, настолько яркой и необычной была его жизнь и творческий путь. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Барриос

Семья, родина и обучение

Барриос родился в 1885 году в небольшом городке Сан-Хуан-Баутиста департамента Мисьонес на юге Парагвая. В семье кроме него было еще 7 детей. Родители очень любили искусство и особенно музыку, у них даже был маленький семейный оркестр.

Гуарани́ — ключевое понятие для парагвайцев и в том числе для творчества Барриоса. Под гуарани подразумевают группу индейских народов Южной Америки, проживающих в основном в Парагвае, их культуру и язык, на котором говорит большинство парагвайцев. Это отражено и в творчестве Барриоса. Например, в его композициях «Invocacion a la Luna», «Danza Guarani», «Diana Guarani».

В возрасте 7 лет он уже мог играть аккорды и простые мелодии.

Серьёзное влияние на мальчика оказал его учитель Асунсьон Густаво Coca Эскалада (Gustavo Sosa Escalada), который дал ему правильную методологию. С ним Агустин встретился в 13-летнем возрасте и стал учиться у него — в Асунсьоне (столица Парагвая) в музыкальном институте, где тот преподавал.

Наши лучше уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

В 15-летнем возрасте Барриос, уже будучи достаточно опытным исполнителем, стал получать образование в Colegio Nacional de Asuncion. Закончив обучение, Барриос посвятил себя музыке и... поэзии. Помимо этого, Агустин был способным художником-графиком. А еще у него были прекрасные способности в области каллиграфии — это отражалось на его нотных рукописях.

Каллиграфические способности Барриоса

Современники называли его ноты «каллиграфичским совершенством».

Концертные выступления

В 23 года он уже был достаточно зрелым музыкантом и композитором.

В 1910 году Барриос уехал из Парагвая в турне на 14 лет, выехав на несколько концертов в Аргентину. Выступления прошли с оглушительным успехом, он долгие годы давал концерты по самым разным странам Южной Америки не только в крупных городах, но, что необычно, и в небольших селениях, где концертная классическая гитара была диковинкой.

Мангоре — это псевдоним, который Барриос взял в 1930 году в честь легендарного вождя индейцев гуарани. По другим данным Мангоре – это всё-таки одно из имён, которое дали ему при рождении.

Позже Барриос давал концерты в ряде стран Европы, например, в Бельгии.

Барриос стал первым южноамериканским гитаристом (даже шире — гитаристом Нового Света), получившим известность в Европе и во всем мире.

Концертная деятельность Барриоса

Концертный репертуар Барриоса был разнообразным, его принято делить на три части:

  1. Классика. Гитарная и не только: он исполнял музыку Баха, Таррега, Сора, Мендельсона, Шумана и др.
  2. Популярные песни Южной Америки.
  3. Авторская музыка.

Сценический образ Барриоса

Образ на сцене

«Вождь Нитсуга Мангоре — Паганини гитары из джунглей Парагвая» — так он сам называл себя на своих концертах.

Примерно с 1930-х годов в течении нескольких лет у него был яркий образ на сцене. Одевался он ярко, использовал эффектный макияж, в качестве аксессуаров применял перья птиц. Сцена нередко украшалась пальмовыми листьями.

Больше никаких смокингов, бабочек — совсем другой стиль и атмосфера. Это связано с тем, что Барриос считал себя индейцем по линии матери.

Он вырос в небольшом городке с сельским укладом жизни, где царили древние народные обычаи Гуарани. Это тоже наложило отпечаток на его произведения.

Периодически во время выступления гитара Барриоса звучала вместе с его же стихами, которые читал его брат Франсиско Мартин.

Барриос выступал на самых разных площадках — от небольших городков и селений до престижнейших залов, например, в Королевской консерватории Брюсселя.

Доподлинно известно, что он давал концерт для Виктории Евгении Баттенбергской, жены испанского короля Альфонсо XIII, которая подарила ему гитару.

Концертная деятельность Барриоса

Вот лишь некоторые восторженные отзывы о его коноцертах:

  • «Талант парагвайского виртуоза характеризуется удивительной техникой, основанной на музыкальном совершенстве и выразительности. Сеговия открыл для нас возрождение искусства, которое достигло вершин красоты столетия назад. Мангоре в своем сольном концерте в Королевской Консерватории является блестящим подтверждением этого искусства»(Брюссельская газета «National Beige»).

  • «... Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Августина Барриоса Мангоре. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не мог поверить; то, что он делал с инструментом... это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться» (венесуэльский гитарист Антонио Лауро о своей первой встрече с Барриосом).

Барриос и знакомство с другими композиторами и исполнителями

Барриос был знаком с Хулио Сагрерасом, Эйтором Вила-Лобосом, Антонио Лауро, Андресом Сеговией и многими другими.

После первой встречи (в 1921 году) у Барриоса остались (это подтверждают его письма) самые приятные воспоминания. По его словам, Сеговия встретил его очень тепло и высоко оценил его как композитора и как исполнителя.

Барриос

Уникальные особенности и достижения Барриоса

Одной из «фишек» Барриоса было то, что он играл на гитаре с железными струнами. Да, не с жильными, как было принято в то время для исполнения сольной гитарной музыки, а с металлическими, которые в первую очередь использовали для аккомпанемента.

Почему именно Барриос сделал такой выбор — трудно сказать. Не факт, что это изначально был творческий и оригинальный подход. Вполне вероятно, что причина в вынужденных мерах с целью экономии: в Южной Америке в то время непросто было найти дорогостоящие жильные струны. К тому же, железные струны могли служить намного дольше жильных — тоже рациональное довод.

Чтобы уменьшить резкий металлический звук и сделать его более мягким и тёплым, Барриос придумал небольшую хитрость: он брал обычный карандашный ластик, отрезал от него очень тонкий кусочек и продевал его сквозь струну (каждую из дискантов — три первых тонких струны), на самый её конец — туда, где струна ложится в паз нижнего порожка. Таким образом звук слегка приглушался. Да, он становился чуть тише, но из него пропадал лишний металлический звон, тон становился более мягким и тёплым. Принцип немного напоминает сурдину у скрипки.

Ещё одно необычное достижение Барриоса в том, что он стал первым среди классических гитаристов, кто с коммерческой целью записал свои пластинки. Его первые записи сделаны в 1912, а изданы в 1913 году.

достижения Барриоса

Всего Барриос записал на пластинках более 50 произведений (записывался на лейблах «Odeon», «America», «Artigas» и «Atlanta»).

В те времена виниловые пластинки были самой первой эволюционной линии — 10"-дюймовые, на 78 оборотов, продолжительность звучания одной стороны обычно не больше 3-4 минут.

Принятие Барриоса дома

Для Парагвая Барриос — действительно значимая личность. Выказать свое восхищение музыкантом правительство смогло выпуском почтовых марок с его изображением.

Марка с изображением Барриоса

Марка с изображением Барриоса

Также с его изображением выпустили денежную купюру (номиналом 50000 гуарани).

С лицевой стороны — его портрет, а с оборотной — его гитара и нотные рукописи.

Купюра с изображением Барриоса

А в 2015 году фирма «Metatron Films» выпустила фильм — «Мангоре. Из любви к искусству» («Mangoré, por Amor al Arte») (режиссёр — Luis R. Vera), посвященный нашему герою.

Фильм про Барриоса

Фильм номинировался на кинопремии и стал, кстати, самым кассовым в Парагвае в 2015 году!

Наследие Барриоса

Барриоса нередко называют «Шопеном гитары» не только за приверженность своему инструменту (как Шопен писал практически только для фортепиано, так и Барриос только для гитары), так и за изысканность и глубину музыки.

Сейчас ценность музыки Барриоса очевидна, но были и другие времена. Когда-то он звучал не совсем «в ногу» со временем, и его музыку по-настоящему открыли только примерно спустя полвека после его жизни.

После смерти Барриоса его музыка не была широко известной по мировым меркам. Всё постепенно изменилось после того, как в 1977 году знаменитый австралийский гитарист Джон Уильямс выпустил альбом с произведениями парагвайца. Отношение изменилось не сразу, академическая гитарная среда довольно долго его не принимала. Но время всё расставило по местам, и сейчас музыка Барриоса занимает достойное место в мировой музыкальной сокровищнице.

Музыка Барриоса

Несмотря на то, что он жил в первой половине XX века, стилистически он скорее опирался на романтическую эстетику музыки XIX века, показав при этом свой фирменный музыкальный почерк и вкус.

Лео Брауэр: «...Барриос писал утонченную романтическую музыку немного позже того, как она прошла по Европе»

Его музыка технически часто довольно непроста, в основном рассчитана на приличный уровень игры и требует серьёзной подготовки.

Говорят, что у Барриоса были особые физиологические особенности строения рук, что отчасти объясняет необычные и широкие аплликатуры, периодически встречающихся аккордов.

Барриос был человеком если не гениальным, то очень талантливым, нестандартным и разносторонним — подлинным художником. Предположительно у него скопилось около 300 произведений, большая часть утеряна и только около трети записей сохранились.

Особой популярностью сейчас пользуются его вальсы, прелюдии, «Choro da Saudade», концертный этюд «Пчёлы» («Las Abejas») и сюита «Собор».

«La Catedral» («Собор»)

Об этом произведении следует рассказать отдельно.

Название говорит само за себя: произведение звучит глубоко, величественно и торжественно.

Считается, что «Собор» — это дань уважения И.С. Баху. И весьма символично, что Барриос родился ровно через 200 лет после рождения Баха.

Барриос написал его в 1921 году, когда жил в Монтевидео (Уругвай). Скорее всего, его вдохновил кафедральный собор Монтевидео.

Собор Барриоса

Собор Барриоса

Изначально Барриос написал только две части «Собора», без известной сейчас «Прелюдии». Поэтому на пластинках Барриоса, основные записи которых были в основном до 1938 года, её нет.

«Прелюдию» он написал почти на 20 лет позже — в 1938(9).

Достоверно неизвестно, включал ли он сам «Прелюдию» в «Собор». Во всяком случае, прелюдия в качестве первой части «Собора» слушается более чем органично.

А «современная» — трёхчастная — форма слушается монументально, разнообразно и цельно.

Барриос

Вот как Барриос пишет о себе и мире в своём стихотворении «El Bohemio»:

Как стремительны повороты судьбы!

В буре событий я двигаюсь,

подчиняясь неизбежности,

танцуя в сумасшедшем вихре

четырех ветров планеты!

Моя страсть не знает отдыха,

в моей бродячей неопределенной жизни

искусство освещает мне путь,

как фантастическая комета!

Я брат тем средневековым трубадурам,

которые страдают от романтического безумия.

Так же как они, когда я умру,

только Бог будет знать,

в каком далеком пристанище

я найду свою безвестную могилу

Его музыкальный мир полон красоты, глубины и гармонии, к которым мы всегда можем прикоснуться и стать чуть лучше. А это — одно из призваний Искусства. И не стоит ставить крест на музыке, если у вас что-то не получается. Наши опытные специалисты всегда помогут, научат, поддержат.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
08.11.2018
Лучший метроном для гитариста по версии PimaLIVE

Для любого начинающего музыканта наличие чувства ритма обязательно. Без него заниматься музыкой просто бессмысленно, чувство это конечно же можно и нужно развивать, уже на первом этапе освоения инструмента этому отдается не малое количество времени.

04.06.2022
Страх красной кнопки: что это за состояние гитариста и как его побороть

Страх красной кнопки (речь про кнопку «Record») — давний «знакомый» любого музыканта. Что это за состояние и почему оно возникает? Рассказываем, откуда ноги растут и как побороть давнего врага.

20.02.2021
Альтернативные гитарные строи, как открыть новые гитарные горизонты

Что такое гитарный строй? На пути к развитию у начинающих и опытных гитаристов возникает вопрос, а что, еще нужно знать осваивая гитару? Есть набор правил, которому следует с первых шагов каждый гитарист. Но только ли эти правила способны вдохновлять будущих художников звука?