50 оттенков доминантсептаккорда

50 оттенков доминантсептаккорда

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Одним из главных принципов организации музыкальной ткани является принцип «напряжения — разрешения». В контексте музыкальной гармонии это реализуется за счёт смены гармонических функций, перехода доминанты в тонику.

Заметным представителем доминантовой функции является доминантсептаккорд — один из самых часто встречающихся аккордов в современной гармонии и потому требующий повышенного внимания.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Давайте разберемся, как он строится, почему так важен и какие краски добавляет композиции.

Вспоминаем понятия септаккорда

Для начала вспомним, что септаккорд — это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

С другой стороны, можно рассматривать любой «септ» как трезвучие с добавленной септимой, то есть седьмой ступенью относительно тоники аккорда. С такой точки зрения наш септ состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.

Из состава аккорда формируется правильное, универсальное название — Малый Мажорный септаккорд, где «малый» — значит малая септима, «мажорный» — мажорное трезвучие. Если построим такой аккорд от ноты До, получим До-Ми-Соль-Си бемоль, где До-Ми-Соль — мажорное трезвучие, а До — Си-бемоль малая септима. Обозначается малый мажорный септ как C7, где «C» – мажорное трезвучие, а «7» – малая септима.

Малые мажорные септаккорды широко применяются в гармонии и не всегда являются доминантовыми, поэтому неправильно называть все аккорды с «7» доминантсептаккордом. Существуют и другие способы применения таких септов и в качестве субдоминанты, и даже в качестве тоники!

Давайте рассмотрим несколько практических примеров применения малого мажорного септаккорда.

Доминантсептаккорд (D7)

Это самое распространенное применение септа, непосредственно связанное с разрешением доминанты в тонику. Обычно доминантсептаккорд появляется на V ступени гаммы. В тональности До-мажор D7 (сокращенное обозначение доминантсепта) строится от ноты Соль и включает ноты Соль-Си-Ре-Фа.

Чаще всего этот аккорд переходит в тоническое трезвучие, такой переход называется разрешением и является разрешением неустойчивых ступеней D7 в устойчивые ступени тонического трезвучия.

Обозначаться это будет как V7 – I, а в тональности До-мажор G7 – C.

Кроме этого «ожидаемого» разрешения, существуют и другие варианты, связанные с понятием «прерванный каданс», когда не происходит разрешения в тонику.

Пример самых распространенных последовательностей:

  • V7 – VI | G7 – Am

  • V7 – III | G7 – Em

  • V7 – bII | G7 – Db

  • V7 – bVI | G7 – Ab

«Тонический» малый мажорный септаккорд (I7)

Этот вариант применения септа хорошо знаком любителям блюза и фанка. Именно такого рода септаккорд встречается на первой ступени в блюзовом квадрате и множестве фанковых грувов.

Иногда такой септ называют «нефункционирующим» или «нефункциональным» из-за его относительной устойчивости и отсутствия непреодолимого желания немедленно разрешиться.

Субдоминант септаккорд (IV7, II7)

Эта категория аккордов часто встречается в современной музыке, особенно в стилях с джазовыми корнями: фанк, R&B, соул и блюз. В гармонических последовательностях они могут быть использованы вместо других субдоминантовых аккордов, например:

  • I – II7 – V7 – I вместо I – IV – V – I (T – S – D – T)

  • I – IV – II7 – I вместо I – IV – VI – I (T – S – S – T)

Дополнительные оттенки

Кроме аккордовых звуков (I, III, V, bVII) часто к малым мажорным септаккордам добавляются «окрашивающие ноты» (colored tones) или надстройки: 9, 11, 13 ступени относительно тоники.

Такие «цифры» могут смущать даже опытных музыкантов. Но если вдуматься, это всего лишь 2, 4 и 6 ступени через октаву. При игре аккордов и составлении аккомпанемента именно такой способ мышления наиболее удобный, так как в реальной ситуации абсолютно не важно, в какой октаве располагается надстройка — иногда она может располагаться даже ниже тоники!

Выбор надстроек зависит от функции аккорда, подчиняется определенным правилам и требует отдельного подробного изучения. Если вам интересны закономерности, лежащие в основе музыкальной ткани, и вы хотите научиться применять их на практике (например, для сочинения своих песен или составления аккомпанемента), добро пожаловать на курс теории для гитаристов. Там вас ждет много интересного и полезного материала, помощь и сопровождение специалиста, а также чат для общения с единомышленниками.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
31.03.2023
Строй DADGAD – что это такое, его история и яркие примеры

DADGAD – один из альтернативных гитарных строёв, который часто называют кельтским (или ирландским), на самом деле подходит для исполнения не только британского фолка. Он имеет ряд характерных особенностей.

12.04.2022
Можно ли научиться играть на гитаре дома?

Это важный вопрос для тех, кто хочет научиться играть на гитаре. Особенно если хочется получить максимальный результат при разумных временных затратах времени.

09.04.2019
Почему учиться игре на укулеле онлайн стоит именно в Pimaschool

Гитара – всегда была одним из самых популярных инструментов, ведь она демократична, доступна, сравнительно легка для освоения. Но сейчас на пике музыкальной моды укулеле – гавайская гитара. Миниатюрный инструмент с экзотических островов покорил музыкальную Европу ещё в начале прошлого века, когда мир увлекся джазом. А сейчас укулеле по-настоящему пошла в массы.