50 оттенков доминантсептаккорда

50 оттенков доминантсептаккорда

Юрий Тараненко

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Одним из главных принципов организации музыкальной ткани является принцип «напряжения — разрешения». В контексте музыкальной гармонии это реализуется за счёт смены гармонических функций, перехода доминанты в тонику.

Заметным представителем доминантовой функции является доминантсептаккорд — один из самых часто встречающихся аккордов в современной гармонии и потому требующий повышенного внимания.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Давайте разберемся, как он строится, почему так важен и какие краски добавляет композиции.

Вспоминаем понятия септаккорда

Для начала вспомним, что септаккорд — это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

С другой стороны, можно рассматривать любой «септ» как трезвучие с добавленной септимой, то есть седьмой ступенью относительно тоники аккорда. С такой точки зрения наш септ состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.

Из состава аккорда формируется правильное, универсальное название — Малый Мажорный септаккорд, где «малый» — значит малая септима, «мажорный» — мажорное трезвучие. Если построим такой аккорд от ноты До, получим До-Ми-Соль-Си бемоль, где До-Ми-Соль — мажорное трезвучие, а До — Си-бемоль малая септима. Обозначается малый мажорный септ как C7, где «C» – мажорное трезвучие, а «7» – малая септима.

Малые мажорные септаккорды широко применяются в гармонии и не всегда являются доминантовыми, поэтому неправильно называть все аккорды с «7» доминантсептаккордом. Существуют и другие способы применения таких септов и в качестве субдоминанты, и даже в качестве тоники!

Давайте рассмотрим несколько практических примеров применения малого мажорного септаккорда.

Доминантсептаккорд (D7)

Это самое распространенное применение септа, непосредственно связанное с разрешением доминанты в тонику. Обычно доминантсептаккорд появляется на V ступени гаммы. В тональности До-мажор D7 (сокращенное обозначение доминантсепта) строится от ноты Соль и включает ноты Соль-Си-Ре-Фа.

Чаще всего этот аккорд переходит в тоническое трезвучие, такой переход называется разрешением и является разрешением неустойчивых ступеней D7 в устойчивые ступени тонического трезвучия.

Обозначаться это будет как V7 – I, а в тональности До-мажор G7 – C.

Кроме этого «ожидаемого» разрешения, существуют и другие варианты, связанные с понятием «прерванный каданс», когда не происходит разрешения в тонику.

Пример самых распространенных последовательностей:

  • V7 – VI | G7 – Am

  • V7 – III | G7 – Em

  • V7 – bII | G7 – Db

  • V7 – bVI | G7 – Ab

«Тонический» малый мажорный септаккорд (I7)

Этот вариант применения септа хорошо знаком любителям блюза и фанка. Именно такого рода септаккорд встречается на первой ступени в блюзовом квадрате и множестве фанковых грувов.

Иногда такой септ называют «нефункционирующим» или «нефункциональным» из-за его относительной устойчивости и отсутствия непреодолимого желания немедленно разрешиться.

Субдоминант септаккорд (IV7, II7)

Эта категория аккордов часто встречается в современной музыке, особенно в стилях с джазовыми корнями: фанк, R&B, соул и блюз. В гармонических последовательностях они могут быть использованы вместо других субдоминантовых аккордов, например:

  • I – II7 – V7 – I вместо I – IV – V – I (T – S – D – T)

  • I – IV – II7 – I вместо I – IV – VI – I (T – S – S – T)

Дополнительные оттенки

Кроме аккордовых звуков (I, III, V, bVII) часто к малым мажорным септаккордам добавляются «окрашивающие ноты» (colored tones) или надстройки: 9, 11, 13 ступени относительно тоники.

Такие «цифры» могут смущать даже опытных музыкантов. Но если вдуматься, это всего лишь 2, 4 и 6 ступени через октаву. При игре аккордов и составлении аккомпанемента именно такой способ мышления наиболее удобный, так как в реальной ситуации абсолютно не важно, в какой октаве располагается надстройка — иногда она может располагаться даже ниже тоники!

Выбор надстроек зависит от функции аккорда, подчиняется определенным правилам и требует отдельного подробного изучения. Если вам интересны закономерности, лежащие в основе музыкальной ткани, и вы хотите научиться применять их на практике (например, для сочинения своих песен или составления аккомпанемента), добро пожаловать на курс теории для гитаристов. Там вас ждет много интересного и полезного материала, помощь и сопровождение специалиста, а также чат для общения с единомышленниками.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
14.08.2024
Философия джазовой музыки: зачем изучать традиционный джаз

Изучение джазовых традиций, репертуара, истории и основных стилей невероятно важно сразу по нескольким причинам. Давайте разбираться.

26.11.2018
Как правильно хранить гитару

Любой музыкальный инструмент требует ухода, и гитара не исключение. Есть несколько факторов, способных ухудшить звучание гитары или даже привести её в полную негодность. Расскажем вам о том, что отрицательно влияет на состояние и звучание инструмента, чтобы вы могли избежать проблем.

22.08.2023
Виртуоз струнных - Джордж Бэнсон

Джордж Бенсон был и остается одним из самых известных и ярких гитаристов современности. Он прошел длинный путь от традиционной карьеры джазового гитариста в 60-х годах до невероятного взлета в качестве поп-звезды на рубеже 70-80-х годов. Его альбом «Breezin`» 1976 года стал трижды платиновым.