5 красивых переборов, которые легко освоить дома
28.05.2022

5 красивых переборов, которые легко освоить дома

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Перебор — один из самых популярных методов аккомпанемента. Его играют все, а это значит, что нужно искать более интересные и сложные варианты переборов, чтобы не звучать "как все". Более того, знание нескольких переборов позволит в какой-то момент их комбинировать и усложнять, что сделает игру еще интереснее.

Прежде чем рассказывать о видах переборов, уточним ряд важных моментов:

  1. Переборы надо учить и тренировать до автоматизма, иначе будете тратить слишком много внимания на партию в правой руке, сбиваться и забывать слова, если поете.
  2. Переборы стоит учить медленно, под метроном, а лишь затем ускорять. Быстрый, но неровный перебор всегда звучит хуже уверенного и ровного, но неспешного. Важно дать мышцам руки запомнить движение, а лишь потом пытаться играть быстро.
  3. Следите за чистотой и ясностью каждого звука. Перебор из смазанных и неуверенных звуков выглядит плохо, и скоростью игры этого не скрыть. Если чувствуете, что не можете контролировать четкость звучания каждой ноты — понижайте темп метронома до такого, в котором комфортно работать над каждым извлеченным звуком.


Перебор №1: 1+2

Один из самых простых и в то же время универсальных переборов не имеет какого-то конкретного названия. Ребята во дворе называли его "1+2" — это перебор, который играется восьмыми нотами и выглядит так: бас - третья струна - первая и вторая струны вместе - снова третья струна.

В аккордовой последовательности Am G C E это будет выглядеть так:

Схема перебора типа 1+2

Этот перебор можно сделать еще более интересным, если менять не полностью аккорды, а только басы. В теории музыки такой прием называется остинато — повторение одних и тех же нот:

Переборы1+2

Перебор №2: по всем струнам

Несложный перебор, суть которого в игре всех нот аккорда подряд, начиная с басов. Выглядит это так:

Переборы 3.jpg

При этом струны с шестой по четвертую должны играться большим пальцем, а с третьей по первую — пальцами i, m и a.

Важно следить, чтобы большой палец не "продавливал" басовые струны, иначе они будут звучать грязно и неровно. Чтобы "сровнять" палец р с остальными, играйте этот перебор под метроном.

Очевидным способом усложнить этот перебор станет добавление еще двух нот — на второй и третьей струне:


Переборы 4.jpg

В таком виде он звучит более закончено и логично, потому что в нем восемь нот, которые хорошо ложатся в такт. Если хочется сделать его еще интереснее, можно добавить две ноты не из аккорда, а из пентатоники тональности, в которую этот аккорд входит:

Переборы 5.jpg

Такой перебор потребует чуть большей практики, зато будет звучать намного лучше и интереснее, особенно если это сделать с каждым аккордом в последовательности.


Наши лучше уроки гитары теперь бесплатно
получить 149 уроков

Перебор №3: с паузой

Перебор с паузой — это арпеджио, в котором мы намеренно пропускаем одну из нот, давая вместо нее прозвучать предыдущей ноте.

Важно уточнить, что в данном переборе очень важна длительность этой паузы: она должна быть точно такой же, как и у остальных нот. Слишком короткая или длинная пауза будет звучать нелепо и неритмично.

Пауза придает этому перебору особенный шарм и немного "хромающее" звучание. Обычно паузу ставят сразу после басовой ноты:


Переборы 6.jpg

Однако возможен и вариант, когда она стоит в середине. Это делает перебор более своеобразным и похожим на рифф:

Переборы 7.jpg

Чтобы сделать эту паузу ровнее, есть маленький трюк: можно играть обычный перебор, а вместо паузы — заглушенную (призрачную) ноту. Так намного легче просчитать, сколько должна висеть "пауза", при этом саму ноту слышно не будет.

Чтобы заглушить нужную ноту, просто немного прижмите струну пальцем левой руки, чтобы струна не звучала.


Перебор №4: с ударом

Идея этого перебора очень проста: вместо обычного взятия баса можно провести ногтем большого пальца по нижним струнам, а дальше продолжить перебор как обычно.

Переборы 8.jpg

Этот прием хорошо подойдет для того, чтобы разнообразить и развить перебор, который вы играли до этого. Например, можно играть два такта обычным перебором, а затем добавить к нему удар по басовым струнам — это будет звучать как развитие музыки и не даст заскучать слушателю.

Важно успеть правой рукой "вернуться" к перебору после удара, а также сделать его такой же длительности, как и остальные ноты перебора.

Этот перебор можно развивать и дальше, если заменить удар по басам на удар по всем струнам:


Переборы 9.jpg

Этот прием отлично сочетается с предыдущими переборами, даже с перебором по всем струнам — нужно лишь успеть вернуть правую руку после удара.

Перебор №5: из стиля фламенко 6-3-5-2-4-1

Такой способ игры способен придать испанский привкус даже простым аккордам. Выглядит он так:

Переборы 10.jpg

Особенность этого перебора в том, что он красиво звучит и в медленном темпе, и в быстром. Но чем быстрее темп, тем больше он дает настроения фламенко. В этом переборе особенно важна ровность исполнения, иначе он теряет свою привлекательность.

Интересно, что это не распространяется на динамику звучания нот: можно сделать акцент на любую или наоборот — сделать ноту тише, и это будет звучать очень интересно.

Практикуйтесь, будьте внимательны и получайте удовольствие от каждого прикосновения к струнам!

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
07.09.2022
Расшифровка названий аккордов: sus, aug и другие странные слова

Рано или поздно начинающий гитарист столкнется с аккордами, названия которых будут похожи на математические формулы (вроде F#/A6sus2).

Такие аккорды появились не случайно: музыкантам стало не хватать обычных трезвучий, и они начали изменять аккорды, чтобы получить новое, более интересное звучание.

11.04.2023
Кубинский гений Лео Брауэр

Изучая современную классическую гитарную музыку, трудно обойти вниманием одного из самых необычных, оригинальных, новаторских композиторов — Лео Брауэра.

25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.