3 практические фишки кварто-квинтового круга

3 практические фишки кварто-квинтового круга

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Кварто-квинтовый круг — страшилка студентов музыкальных школ. Его заставляют учить прежде, чем ученик понимает, что это и зачем нужно. Это не совсем уж бесполезное занятие, но большинству музыкантов он так никогда и не пригодится.

Зубрить его не будем и мы. Просто посмотрим, чем он может быть полезен в изучении законов музыки и написании произведений.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Логика построения кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг состоит из двух интервалов: квинт (3,5 тона) и кварт (2,5 тона). Чтобы понять, как он устроен, возьмем за точку отсчета аккорд С. Если будем двигаться влево (против часовой стрелки относительно аккорда до мажор), то следующий аккорд F будет на расстоянии кварты от него, аккорд Bb будет на расстоянии кварты от F и так далее. То есть каждый следующий аккорд будет находиться на расстоянии кварты от предыдущего.

Кварто-квинтовый круг

Если пойдем вправо (по часовой стрелке), то шаг изменится: каждый из аккордов будет находиться на расстоянии квинты от предыдущего. Вот почему круг называется кварто-квинтовым.

Не удивляйтесь, если его будут называть только квинтовым кругом: кварта вверх и квинта вниз — это одно и тоже. На уроках музыкальной теории вы получите самые ценные и полезные знания, которые помогут в музицировании.

Круг состоит из двух частей: на внешнем кольце располагаются мажорные аккорды, а на внутреннем — минорные. В их расположении есть определенная логика, о которой мы поговорим чуть дальше.

Фишка 1: кварто-квинтовый круг показывает, какие аккорды входят в тональность

Выберите мажорную или минорную тональность, найдите на круге ее одноименный аккорд, а затем найдите 5 аккордов вокруг него.

Для наглядного примера возьмем тональности G и Fm. Найдем оба аккорда и отметим их разными цветами:

Тональность кварто-квинтового круга

Затем отметим аккорды, которые находятся вокруг них:

Кварто-квинтовый круг

Теперь мы видим, что для тональности G характерны аккорды C, Am, Em, Bm и D, а в тональность Fm входят трезвучия Cm, Eb, Ab, Db (или C#) и Bbm.

С минорными тональностями есть один нюанс: находящийся по часовой стрелке от основного аккорда тональности аккорд может быть и мажорным, и минорным. Таким образом, в тональность Fm добавится также аккорд С:

Кварто-квинтовый круг

Это правило работает для всех минорных тональностей: например, в тональности Dm появится аккорд A, а в C#m — G#m.

Это означает, что при создании аккордовых последовательностей в этих тональностях можно использовать любые свойственные им трезвучия и расставлять по своему усмотрению — это точно не будет звучать плохо или фальшиво.

Также мы видим, насколько тональности Fm и G далеки друг от друга: у них есть только один смежный аккорд С, а из нот совпадают только С и G (обе входят в аккорд С). Поэтому прямой переход из тональности G в Fm и наоборот будет очень ощутимым и резким. Если вам и нужен такой эффект, это можно использовать. Для более плавного перехода придется использовать какой-то гармонический ход с общими нотами, через общий аккорд С.

Например, если изначально у нас была последовательность Fm Eb Cm, то «уйти» в тональность G можно, сыграв в последовательности C вместо Cm, и сразу переходить к аккордам тональности G, например, G Em C D.

Опытные музыканты и композиторы могут сделать этот переход еще мягче и ненавязчивее для слушателя. Но он намного более плавный, чем прямая смена тональности.

Фишка 2: ищем и используем параллельные тональности

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональности, в которых набор хорошо звучащих нот будет одинаковым. Например, для аккорда С параллельным минором будет Am, а для F#m параллельным мажором является А.

На кварто-квинтовом круге мажоры соприкасаются с параллельными минорами, поэтому найти их просто:

Кварто-квинтовый круг

Польза очевидна: поскольку в обе тональности входят одни и те же ноты, не нужно учить две разные гаммы для двух этих тональностей. Важно лишь переставить акценты: например, для тональности С будут важны ноты G и F, в то время как для Am — D и Е, а нота С будет важной в обеих.

Перестановка акцентов связана с тем, что мелодия каждой тональности стремится вернуться в тонику. У Am и C тоники все-таки разные (это ноты А и С соответственно), а также разные аккорды, которые побуждают вернуться в тонику.

Еще один плюс параллельных тональностей в том, что из них легко переходить друг в друга. В отличие от нашего примера с тональностями G и Fm, переход может быть вообще незаметным для слушателя. Например, последовательности Am Dm E и C F G переходят друг в друга без каких-либо гармонических проблем.

Фишка 3: круг показывает ближайшие аккорды, которые можно заимствовать

Заимствованные аккорды — это трезвучия из других тональностей, которые в конкретной тональности «чужаки», но могут давать интересное и красивое звучание. Поскольку кварто-квинтовый круг показывает аккорды, входящие в тональность, легко увидеть все трезвучия, которые можно заимствовать.

Не все заимствования хорошо звучат, поэтому стоит в первую очередь попробовать аккорды, которые соприкасаются на кварто-квинтовом кругу, с аккордами основной тональности. Для примера возьмем тональность С:

Кварто-квинтовый круг

На картинке зелеными точками отмечены аккорды, которые входят в тональность до мажор, а синими — те, которые наименее конфликтно звучат при заимствовании. Остальные аккорды будут выбиваться из общего ряда трезвучий.

При выборе аккордов для заимствования помните: аккорды против часовой стрелки относительно вашей тональности на круге всегда звучат мягче и лучше «ложатся» в тональность. А аккорды по часовой стрелке более характерные и вызывающие.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
11.06.2024
Устойчивые выражения в музыке: секреты уменьшенного вводного септаккорда

В музыке (как в языке) существуют определенные «устойчивые выражения»: мелодические, гармонические или ритмические.

07.09.2022
Расшифровка названий аккордов: sus, aug и другие странные слова

Рано или поздно начинающий гитарист столкнется с аккордами, названия которых будут похожи на математические формулы (вроде F#/A6sus2).

Такие аккорды появились не случайно: музыкантам стало не хватать обычных трезвучий, и они начали изменять аккорды, чтобы получить новое, более интересное звучание.

06.02.2024
Глубина звучания: наука реверберации в игре на гитаре

Сегодня мы поговорим о самом важном и древнем звуковом эффекте — это эффект реверберации.