3 практические фишки кварто-квинтового круга

3 практические фишки кварто-квинтового круга

Алексей Чесноков

Музыкант, фингерстайл-гитарист, автор статей в PimaLive

36
бесплатных
уроков
начинающим
Уроки гитары
для начинающих
Масштабный курс гитары для новчиков.
Изучите все виды техник и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно

Кварто-квинтовый круг — страшилка студентов музыкальных школ. Его заставляют учить прежде, чем ученик понимает, что это и зачем нужно. Это не совсем уж бесполезное занятие, но большинству музыкантов он так никогда и не пригодится.

Зубрить его не будем и мы. Просто посмотрим, чем он может быть полезен в изучении законов музыки и написании произведений.

Наши лучшие уроки гитары теперь бесплатно

получить 149 уроков

Логика построения кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг состоит из двух интервалов: квинт (3,5 тона) и кварт (2,5 тона). Чтобы понять, как он устроен, возьмем за точку отсчета аккорд С. Если будем двигаться влево (против часовой стрелки относительно аккорда до мажор), то следующий аккорд F будет на расстоянии кварты от него, аккорд Bb будет на расстоянии кварты от F и так далее. То есть каждый следующий аккорд будет находиться на расстоянии кварты от предыдущего.

Кварто-квинтовый круг

Если пойдем вправо (по часовой стрелке), то шаг изменится: каждый из аккордов будет находиться на расстоянии квинты от предыдущего. Вот почему круг называется кварто-квинтовым.

Не удивляйтесь, если его будут называть только квинтовым кругом: кварта вверх и квинта вниз — это одно и тоже. На уроках музыкальной теории вы получите самые ценные и полезные знания, которые помогут в музицировании.

Круг состоит из двух частей: на внешнем кольце располагаются мажорные аккорды, а на внутреннем — минорные. В их расположении есть определенная логика, о которой мы поговорим чуть дальше.

Фишка 1: кварто-квинтовый круг показывает, какие аккорды входят в тональность

Выберите мажорную или минорную тональность, найдите на круге ее одноименный аккорд, а затем найдите 5 аккордов вокруг него.

Для наглядного примера возьмем тональности G и Fm. Найдем оба аккорда и отметим их разными цветами:

Тональность кварто-квинтового круга

Затем отметим аккорды, которые находятся вокруг них:

Кварто-квинтовый круг

Теперь мы видим, что для тональности G характерны аккорды C, Am, Em, Bm и D, а в тональность Fm входят трезвучия Cm, Eb, Ab, Db (или C#) и Bbm.

С минорными тональностями есть один нюанс: находящийся по часовой стрелке от основного аккорда тональности аккорд может быть и мажорным, и минорным. Таким образом, в тональность Fm добавится также аккорд С:

Кварто-квинтовый круг

Это правило работает для всех минорных тональностей: например, в тональности Dm появится аккорд A, а в C#m — G#m.

Это означает, что при создании аккордовых последовательностей в этих тональностях можно использовать любые свойственные им трезвучия и расставлять по своему усмотрению — это точно не будет звучать плохо или фальшиво.

Также мы видим, насколько тональности Fm и G далеки друг от друга: у них есть только один смежный аккорд С, а из нот совпадают только С и G (обе входят в аккорд С). Поэтому прямой переход из тональности G в Fm и наоборот будет очень ощутимым и резким. Если вам и нужен такой эффект, это можно использовать. Для более плавного перехода придется использовать какой-то гармонический ход с общими нотами, через общий аккорд С.

Например, если изначально у нас была последовательность Fm Eb Cm, то «уйти» в тональность G можно, сыграв в последовательности C вместо Cm, и сразу переходить к аккордам тональности G, например, G Em C D.

Опытные музыканты и композиторы могут сделать этот переход еще мягче и ненавязчивее для слушателя. Но он намного более плавный, чем прямая смена тональности.

Фишка 2: ищем и используем параллельные тональности

Параллельные тональности — это мажорная и минорная тональности, в которых набор хорошо звучащих нот будет одинаковым. Например, для аккорда С параллельным минором будет Am, а для F#m параллельным мажором является А.

На кварто-квинтовом круге мажоры соприкасаются с параллельными минорами, поэтому найти их просто:

Кварто-квинтовый круг

Польза очевидна: поскольку в обе тональности входят одни и те же ноты, не нужно учить две разные гаммы для двух этих тональностей. Важно лишь переставить акценты: например, для тональности С будут важны ноты G и F, в то время как для Am — D и Е, а нота С будет важной в обеих.

Перестановка акцентов связана с тем, что мелодия каждой тональности стремится вернуться в тонику. У Am и C тоники все-таки разные (это ноты А и С соответственно), а также разные аккорды, которые побуждают вернуться в тонику.

Еще один плюс параллельных тональностей в том, что из них легко переходить друг в друга. В отличие от нашего примера с тональностями G и Fm, переход может быть вообще незаметным для слушателя. Например, последовательности Am Dm E и C F G переходят друг в друга без каких-либо гармонических проблем.

Фишка 3: круг показывает ближайшие аккорды, которые можно заимствовать

Заимствованные аккорды — это трезвучия из других тональностей, которые в конкретной тональности «чужаки», но могут давать интересное и красивое звучание. Поскольку кварто-квинтовый круг показывает аккорды, входящие в тональность, легко увидеть все трезвучия, которые можно заимствовать.

Не все заимствования хорошо звучат, поэтому стоит в первую очередь попробовать аккорды, которые соприкасаются на кварто-квинтовом кругу, с аккордами основной тональности. Для примера возьмем тональность С:

Кварто-квинтовый круг

На картинке зелеными точками отмечены аккорды, которые входят в тональность до мажор, а синими — те, которые наименее конфликтно звучат при заимствовании. Остальные аккорды будут выбиваться из общего ряда трезвучий.

При выборе аккордов для заимствования помните: аккорды против часовой стрелки относительно вашей тональности на круге всегда звучат мягче и лучше «ложатся» в тональность. А аккорды по часовой стрелке более характерные и вызывающие.

36
бесплатных
уроков
2473 ученика закончили курс
Гитара
для начинающих
14,5 часов видео
583 задания
2473 учеников
За 90 дней вы получите необходимые знания и научитесь исполнять понравившиеся вам композиции
Попробовать бесплатно
Подпишись на наш Телеграм
Бесплатные обучающие видео и уроки гитары
Интересные статьи и факты о гитаре
Закрытые акции и скидки
Подписаться
08.07.2022
Натуральные лады: лидийский, миксолидийский и другие мудрёные музыкальные лады

В курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления. А вы знаете, что это такое?

25.11.2022
Остинато: хитрый прием для тех, кто хочет улучшить игру

Начинающему может показаться, что для улучшения техники игры нужно разучивать более сложные приемы игры (мол, именно они делают звучание интереснее).

Однако практика показывает, что простые приемы ничуть не хуже. Вдобавок они не требуют много времени на освоение и поддержание навыка.

Остинато — как раз один из таких приемов. Это музыкальная техника на основе многократного повторения одного и того же музыкального фрагмента: мелодической или ритмической фигуры, гармонического хода или даже отдельной ноты.

09.04.2021
Перкуссия на акустической гитаре

Перкуссионный фингерстайл – техника игры, при которой гитара превращается в полноценный инструментальный ансамбль. То есть, музыкант играет одновременно мелодию, бас и перкуссию, что позволяет инструменту звучать максимально многогранно.